09:43

пятнадцатый камень
Трех главных вещей у меня нет : доброты, вкуса и чувства юмора. Вкус я старался заменить знанием, чувство юмора - точностью выражений, а доброту нечем.
М.Л. Гаспаров, Записи и выписки

@темы: занозы

Комментарии
08.11.2007 в 13:36

Chances are not choices.
Чайная ложечка
можно подменять толерантностью

08.11.2007 в 15:54

пятнадцатый камень
cinnamon obsessed
Нет. В том-то и дело.
08.11.2007 в 16:51

просто улыбкой
пусть даже масочно-механической
вначале....
08.11.2007 в 17:16

пятнадцатый камень
la chevre tendre Доброту?..
08.11.2007 в 18:47

она цинично старалась быть хорошей...
доброта, вкус и чувство юмора очень субъективные понятия))
Человек у которого нет(по его мнению) доброты, он что - злой?
доброта - это что? бескорыстная помощь близкому(или не близкому)? а она всегда нужна ему эта помощь?
мой опыт психолога-любителя:) показывает, что как раз у тех кто себя считают добрыми, чаще всего "добро" у них показательное,
а многие "повседневные злыдни" чаще всего приходят на помощь в нужный момент.
09.11.2007 в 00:03

Неужели человек не добрый (отдельно) будет об этом задумываться? Для того, чтобы по этому поводу переживать (или просто думать), он должен быть минимум чутким. А чуткость - первый шаг к доброте.
09.11.2007 в 01:16

пятнадцатый камень
Aglaya Антоним доброты - не зло. Антоним доброты - отстутствие доброты. По-моему, это очевидно =) Доброта - не субъективна, или у нас просто не совпадают тезаурусы)

la chevre tendre Тогда - неравноценная замена. Не замена вовсе. Маска, суррогат. По-моему.

Осень Достаточно просто быть честным перед самим собой. Чуткость - во многом вопрос чувствительности центральной нервной системы, доброта более фундаментальна.
09.11.2007 в 01:19

Чайная ложечка, начинают с малого. :)

А что для Вас доброта? В чем она выражается?
09.11.2007 в 01:36

пятнадцатый камень
Осень Честно? Мне, как эмпирику, трудно сформулировать, хотя чувствую отчетливо. Возможно, это полное, безоговорочное доверие мирозданию, интуитивное знание причин и следствий. В отношении к людям это проявляется как доброта )
09.11.2007 в 02:25

А я, если позволите (впрочем, я - уже :), поделюсь своими соображениями. Мне когда-то казалось, что доброта выражается в помощи людям (утрируем немножко, конечно), в том смысле, что если могут помочь - помогают, внимательны к людям, к их проблемам, аккуратны в высказываниях и теплы, сознательно идут на "поиски" добрых дел, потому что душа зовет: все эти социальные программы, волонтеры и проч. А потом поняла, что даже это может вполне совмещаться с грубостью или какой-то странной жестокостью по отношению к близким, например. Я бы сочла это случайностью, но сталкивалась несколько раз. Поэтому теперь не соотношу и тепло, и приятность в общении, и помощь людям, и внимательность и т.п. с добротой.

Доброта для меня, пожалуй, это когда "плохого" (сознательно) не делают, какими бы ежиками не казались. Или, скорее, доброты для меня вообще не существует - наверное, так.

Что думаете?
09.11.2007 в 08:21

Чайная ложечка
почему я специально сказала улыбкой пусть даже масочно-механической вначале.... - потому что говорят, заставляя себя улыбаться даже через силу вначале, потом "втягиваешься" и маска "теплеет" и "человечнеет", превращается в естественную улыбку... А доброта - не количество помогательных поступков и отсутствие беззлобности, а отношение к миру - синонимы её СВЕТ и ТЕПЛО исходящие от человека... говорят "тёплый" и "светлый" человек - вот это оно и есть - оно проявляется в мелочах самых ничтожных на первый взгляд - но явных таких...
09.11.2007 в 10:00

пятнадцатый камень
Осень
"- А может, его вообще нет? - сказал Роман голосом кинопровокатора.
- Чего?
- Счастья.
Магнус Федорович сразу обиделся.
- Как же его нет? - с достоинством сказал он, - когда я сам его неоднократно испытывал?
- Выменяв пенни на шиллинг? - спросил Роман.
Магнус Федорович обиделся еще больше и вырвал у него записную книжку." (с)


Не вижу предмета. Ваш опыт говорит, что доброты не существует, мой - обратное. Приятность в общении и принудительное осчастливливание тут, по-моему, сбоку-припеку. Доброта - не социальное явление. Человек добр, потому что просто иначе не умеет. Он так устроен. И наоборот. Поэтому и речь о невозможности замены. Так мне думается.
Пожалуй, действительно - выдергивая выражение у la chevre tendre - речь об отношении, об особом видении мира. Поступки естественно вытекают из него.
Типа того.
)
09.11.2007 в 15:26

она цинично старалась быть хорошей...
Чайная ложечка Возможно, это полное, безоговорочное доверие мирозданию, интуитивное знание причин и следствий. В отношении к людям это проявляется как доброта )
на мой взгляд это обозначение Веры, и, опять же на мой взгляд, "в отношении к людям это проявляется как" понимание и принимание.
А доброта, как понятие, всё-таки у всех очень разная))
если сказать, что человек "тёплый" и "светлый", возникнут довольно определенные ощущения и может даже образ), а если сказать "добрый человек" образ может быть очень многоликий)))
Вообще, характеристики странная вещь, тем более характеристики человеческих качеств, сколько людей, столько и мнений)
09.11.2007 в 16:13

пятнадцатый камень
Aglaya Я ведь не затевала дискуссии =) Я просто высказала свое вИдение. Как сумела, честно предупредив, что мне трудно сформулировать.
Вера?.. Возможно, это и в самом деле явления одного порядка. Или масштаба. Или уровня фундаментальности. Но я имела в виду не веру)
09.11.2007 в 16:19

она цинично старалась быть хорошей...
Чайная ложечка Я ведь не затевала дискуссии =)
извини, не поняла)) - умолкаю:)
09.11.2007 в 16:20

УЛЫБАТЬСЯ МИРУ ВЗГЛЯДОМ -
ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ КТО С НАМИ РЯДОМ-
(хоть ты пыльный, хоть коровий )
И НЕ ТРЕБОВАТЬ УСЛОВИЙ...
:-)))))))))))))))))))))))))))))))))
09.11.2007 в 16:41

пятнадцатый камень
Aglaya Я совсем не к этому, что ты) Мне, наоборот, очень интересно, что другие думают. Спасибо.
Просто мне кажется, что происходит какая-то подмена понятий, а в чем - не уловлю, понимаешь? =)

la chevre tendre =))
09.11.2007 в 17:16

она цинично старалась быть хорошей...
Чайная ложечка понимаю))
тогда надо для себя дать очень чёткую формулировку, что такое доброта.
я, например, стараюсь не пользоваться такими "размытыми" понятиями,
"добрый поступок" ещё туда-сюда, и то, нам он может казаться добрым, а глобально неизвестно во что оно выльется)))
потом, можно покопать до "первопричины")) - человек добр, он любит весь мир и хочет всем счастья(пример:)), напрашивается вопрос - "а зачем ему это надо?", ответ - для внутреннего комфорта, потому что в счастливом мире с счастливыми людьми жить комфортнее и ты, типа, можешь для этого что-то сделать:),
поэтому, я не согласна, что Доброта - не социальное явление. Человек добр, потому что просто иначе не умеет. Он так устроен. И наоборот. Да, у некоторых это идёт на уровне подсознания(влияние прошлой жизни или счастливое детство:)), но к этому можно прийти и осознанно, и это на мой взгляд даже лучше, потому что это уже другая тема про уважение чужих миров)))
09.11.2007 в 17:25

пятнадцатый камень
Aglaya
Да, кажется, именно в этой точке нестыковка. Беру тайм-аут для подумать =)
10.11.2007 в 11:03

пятнадцатый камень
Пожалуй, так. Проблема в словоупотреблении. Возьмем слово-термин и точно такое же (даже приблизительно совпадающее в значениях) слово повседневного обихода. Например. Ммм... Все три степени олигофрении в медицине четко определены специалистами - это термины. В быту же, в направо-налево употребяемые идиот, имбецил, дебил каждый вкладывает свое значение, неизбежно приблизительное, оценочное, переносное. Это аналогия такоэ, со всеми издержками, присущими аналогиям =) (Не будем сейчас разбираться, что было раньше - курица или яйцо термин или нетермин)
Тут у нас, как мне кажется, и с добротой нечто подобное. Но беда в том, что я не могу сформулировать определение доброты как базового термина - философского, метафизического или т.п. Именно поэтому я и не берусь никого ни в чем убеждать. Безусловно, каждый имеет право на собственные оценки. И я в том числе)
Хм. Вышло взгляд и нечто =) Кто-то из философов, помнится, утверждал, что по мере приближения к истине (которой тоже не существует)) формулировки становятся все размытее, а в точке абсолюта слов нет. Совсем)
10.11.2007 в 11:28

она цинично старалась быть хорошей...
Чайная ложечка
я, в-общем, и говорила об этом, в смысле о разном значении слов для разных индивидумов))
и этим "грешат" все частоупотребимые слова, то есть, чем больше людей слово употребляет, тем больше у него значений или хотя бы нюансов)
кстати, с олигофренией проще - это слово сразу было придумано как термин
а доброта, мне кажется, довольно старинное слово, может в его первоначальном значении оно уже и не употребляется, это у филологов надо поинтересоваться),
а философские, метафизические определения были придуманы уже позже, то есть, на мой взгляд, тоже грешат субъективизмом))
10.11.2007 в 11:38

пятнадцатый камень
Aglaya Да, хреновый из меня объясняльщик очевидных для меня вещей =)
Проблема тут не филологическая, а скорее гносеологическая. Не в слове дело, а в том, что им обозначают. Вот это что - я вербализировать и не умею)
10.11.2007 в 11:55

она цинично старалась быть хорошей...
Чайная ложечка
типа, хочу то, не знаю что?))
10.11.2007 в 12:40

пятнадцатый камень
Aglaya, =)